Физическое воспитание
В программе выделены оздоровительные, воспитательные и образова¬тельные задачи физического воспитания. Предусматривается охрана жиз¬ни и укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнера¬достного настроения, профилактика негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое раз¬витие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственноволевых качеств.
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игро¬вой деятельности и повседневной жизни детей.
В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические усло¬вия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ре¬бенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полно¬ценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимна¬стика, при наличии соответствующих условий организуется обучение детей плаванию» Во всех возрастных группах большое внимание уделяется выработке у детей правильной осанки.
Программа предусматривает расширение индивидуального двигатель¬ного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигатель¬ным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению пры¬гать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выпол¬нять различные физические упражнения по показу и на основе словесного описания, а также под музыку.
Важными задачами программы является воспитание физических ка¬честв (ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), развитие координации движений, равновесия, умения ориентироваться в пространстве, формирование способности к самоконтролю за качеством выполняемых движений.
В физическом воспитании большое место отводится физическим уп¬ражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обуче¬ние детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Для этих групп в программе также предусмотрено проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями с уче¬том индивидуальных особенностей и уровня подготовки детей.
Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, спо¬собствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осо¬знавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к сво¬ему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
В зависимости от климатических условий, материально-технической осна¬щенности детского сада, устоявшихся национальных традиций региона, про¬фессиональной подготовленности педагогических кадров, видовой направлен¬ности деятельности дошкольного образовательного учреждения педагоги могут вносить определенные изменения в видовое разнообразие физических упражнений или вводить их варианты, наиболее соответствующие укладу кон¬кретного учреждения, а также спортивным традициям региона в целом.
Умственное воспитание
Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, вообра¬жения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элемен¬тарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности.
Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное вос¬питание, ориентировки в окружающем мире.
Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех со¬ставляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные принципы Я. А. Коменского:
• энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо всем, что его окружает);
• природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее законам);
• воспитательная ценность знаний.
Каждый подраздел программы имеет свою базовую основу. Введение в предметный мир предполагает:
• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация и т. п.);
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важ¬нейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуще¬ствляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех ее разделах, начиная с младших групп.
Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к лю¬дям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, Гербу Российской Федерации).
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуман¬ные чувства, формируются этические представления, навыки культур¬ного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступ¬ки других детей.
В программе определены пути решения задач нравственного воспита¬ния: уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организация повседневной сов¬местной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на эти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувст¬вия, заботы, доброты.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средств вом формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) инте¬реса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементар¬ной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и че¬рез непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, фор¬мируется уважительное отношение к людям труда.
В каждой возрастной группе определены виды и содержание тру¬довой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе дет¬ского труда.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всесто¬роннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает от¬ветственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятель¬ность детей, доставлял им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.
Художественная литература
Особое место в программе занимает ознакомление детей с художествен¬ной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
В соответствии с этим списки художественной литературы в программе значительно обновлены: в них включены новые классические произведе¬ния из золотого литературного фонда. Литературный материал программы подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-твор¬ческих способностей детей, эстетического вкуса, культуры восприятия ли¬тературных произведений.
Наряду с этим программа предоставляет воспитателю право вносить оп¬ределенные изменения в список рекомендуемой литературы с учетом регионального компонента содержания дошкольного образования и особенностей работы детского сада.
На занятиях по литературному чтению следует знакомить детей с геро¬ями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг с дру¬гом по поводу прочитанного.
В процессе чтения следует привлекать внимание детей старшего до¬школьного возраста к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов.
Художественно-эстетическое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художе¬ственно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребен¬ка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие вос¬приятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает:
• развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобрази¬тельное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.),
• формирование первых представлений о прекрасному жизни и искусстве, способности воспринимать его;
• формирование художественнообразных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметами явлениям действи¬тельности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное;
• развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, ху¬дожественно-речевой, музыкально-художественной деятельности и др.;
• обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
• развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;
• приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
В разделе эстетического воспитания большое значение придается раз¬витию самостоятельной художественной деятельности; формированию стремления проявить себя в разнообразной деятельности: в рисовании, лепке, танцах, драматизациях, играх и т. д.
Досуговая деятельность в программе рассматривается как приоритет¬ное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры. Она осуществляется в процессе раз¬влечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с худо¬жественными материалами, что обеспечивает ему возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развиваю¬щий характер. В организации досуговой деятельности принимают учас¬тие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, если есть педагоги дополнительного образова¬ния, заведующая, а иногда и другие сотрудники. Такой подход к органи¬зации досуга детей в программе заложен впервые. Он опирается на науч¬ное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и об¬щего развития.
В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах детского сада.
Игровая деятельность
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу¬ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая дея¬тельность способствует физическому и психическому развитию каждо¬го ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В программе определены задачи развития и совершенствования всех ви¬дов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко и др.), рассматривавших иг¬ру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.
В Соответствии с содержанием программы дети овладевают необходи¬мыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизации, а также игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.
Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четы¬ре возрастных периода физического и психического развития детей: ран¬ний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего воз¬раста), младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст — от 4 до 5 лет (средняя группа), стар¬ший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет ^старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных осо¬бенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражают¬ся достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к ис¬пользованию в педагогическом процессе.
В программе даны примерные универсальные режимы дня для каждой возрастной группы.
С учетом условий жизни региона (климат, долгота светового дня и т. п.) режимы дня могут быть скорректированы и прием детей начат раньше или позже при строгом соблюдении временных интервалов между режимными процессами.
В конце каждой возрастной группы даны примерные перечни занятий с учетом санитарных норм.